Играем по правилам с собакой

Играть с собакой – очень важно. Вы можете использовать игрушку как поощрение за работу или эмоциональную разгрузку. Но иногда игра с собакой только, кажется, добавляет проблем. Как правило, это следующее: 

  • собака, получив предмет, стремится убежать с ним от проводника, спрятать и/или сгрызть игрушку; 
  • хватая предмет, собака иногда «случайно» прихватывает руку проводника. Я поставила кавычки, потому что в дальнейшем станет ясно, что собака делает это целенаправленно. 


У большинства домашних собак такое поведение – результат действий владельца, который в глазах собаки выглядит весьма жадным и гнусным типом, не желающим делится. 
Когда маленький щенок хватает и носит игрушки, большинство владельцев тут же начинают разными правдами и неправдами сделать так, чтобы собака приносила им предмет или хотя бы отдавала его. Задача эта преждевременна и, для дальнейшей серьезной работы с собакой даже вредная. Щенок в этом возрасте хочет играть, снова играть и опять играть. Он берет предметы в пасть только с этой целью. Если предмет в пасти – щенок победил, он хочет еще раз испытать чувство победы и повторяет условия, при которых эту победу одержал. Если же в результате игры предмет гораздо чаще оказывается в руках владельца – щенку так играть не интересно, и он начинает изобретать способы, чтобы вам он не достался. 

Взгляните на ситуацию глазами собаки. Это для вас – резиновый мячик с пищалкой – копеечная игрушка, которую вам, в конечном счете, не жалко потерять или выбросить, когда порвется. Собака же видит добычу – мышь, которая визжит и вырывается. Вы видите старого плюшевого медведя, которого ваш ребенок отдал щенку, потому что сам уже вырос, а для щенка – это целый большой зверь, типа тушки кролика, которую можно распотрошить и выпустить из него кишки. 
Именно поэтому я запрещаю на занятиях наказывать собаку, которая отняла или украла чужую игрушку, или с рыком защитила свое добро. Виноват в таком случае проводник, который выпустил собаку из-под контроля и позволил ей создать подобную ситуацию. Это вы своим детям будете объяснять, что игрушками надо делиться. Для собаки (в любом возрасте!) нет игрушек, есть добыча. Добычей делятся только с самыми близкими. 

Наша задача – создать для собаки комфортные условия игры, убедить, что с нами играть интересней и, что в борьбе за игрушку мы находимся на стороне собаки. Причем, вы сами должны чувствовать именно это, для меня в свое время стало открытием, насколько собака четко чует фальшь в игре. Станиславского может, и получится провести, но собаку – нет))) Игра с собакой и – для собаки – должна быть для проводника удовольствием. 

Итак, берем щенка, наделяем его игрушкой. А может, он уже сам себя ею наделил. Неважно, что он делает – бегает с предметом кругами, рычит и треплет, лежит и жует. Восхититесь собачкой. Расскажите ей, как она неимоверно крута. Возможно, щенок, уловив ваш интерес, к тому, что он делает, сам подбежит к вам, предлагая заценить вещь у него в пасти. Восхититесь еще больше! НЕ НАДО ТЯНУТЬ РУКИ К ИГРУШКЕ!!! Погладьте самого щенка, почешите ему бока, животик, расскажите ему какой он у вас замечательный – ведь он принес вам вещь. 

Сделайте игрушки, которые вам действительно не жалко дать собаке на «убивание и растерзание». Собаке по барабану, сколько хозяин уплатил за игрушку, сделана она престижной фирмой или это хэнд-мейд из ваших старых джинсов. Если вы начнете переживать, что собака порвет игрушку, собака тут же поймет, что сия вещь вам дорога, а значит, ее нужно припрятать получше или сожрать побыстрее))) Вам не дорога игрушка. Вам дорога игра с собакой. 

Как я уже говорила, там, где вы видите кусок каната - собака видит кролика – добычу. Добыча – и это знает самый глупый пес! – бывает двух видов: живая и дохлая. Дохлая неплохо жуется, но с ней уже скучно – она не сопротивляется. Живая – ползет, трепыхается, вырывается из пасти – с ней интересно! Когда после борьбы добыча «сдохла» - собака ощущает чувство победы. Покажите собаке, что в ваших руках предмет оживает, с ним можно бороться и ощутить волшебное чувство победы снова и снова. 
Предмет оживляем, ведя им по земле, чтобы он как бы уползал (особенно это легко делать канатом). Можно крутить им вокруг себя, но в любом случае собака должна иметь возможность догнать и схватить. НЕЛЬЗЯ: резко дергать предмет вверх, так чтобы собака подпрыгивала, но не успевала поймать. Особенно нечестно это по отношению к собаке, которую хотят поощрить игрой за работу. Так что забудьте про дразнилки. Те, кто так делает, рано или поздно получают то самое «случайное» прихватывание руки. 

Если щенок не подходит к вам, спокойно приблизьтесь к нему сами, и сделайте все тоже самое – поглаживание, восхищение, одобрение. НЕ ТРОГАТЬ ИГРУШКУ! Так щенок запоминает, что когда у него предмет во рту – это поведение вам очень нравится. 

Для самых мелких/маленьких/особо жадных – нужное выберете сами – удобно привязать к игрушке еще и веревку длиной в пару метров. Так и играть интересней, и для жадных, подозревающих подвох, спокойней – ваши руки поначалу будут вроде как далеко от предмета. Но вместе с тем, собака уловит ваш настрой на игру и то, что вы - чудесный массовик-затейник! 

Что важно помнить: 

  • в такую веселую игру собака играет только с вами. Игру закончили – предмет убрали! Собака не имеет к нему доступа! Погрызушки для мелких щенов, разумеется, в расчет не берем. 
  • игру надо закончить тогда, когда собака еще хочет продолжения. Но для особо жадных – когда удалось добиться спокойствия. 
  • должны быть ключевые слова, поясняющие собаке, когда надо хватать, а когда отдавать предмет. 
  • самый простой способ забрать предмет – поменять его на лакомство. Способ особенно хорош для маленьких, они все равно больше ориентированы на еду и меняются с удовольствием. Здесь мы сразу вводим команду «Дай» 

Второй способ – спокойно, молча, берем собаку за ошейник. Она должна стоять или сидеть. Только не командуйте, помогите руками. Предмет НЕ трогать! Ничего не говорить! Держим ошейник так, чтобы не давать собаке двигать и трясти головой. В этом положении собака не имеет возможности бороться с предметом, успокаивается и выплевывает его. Все собаки разные – одной, чтобы потерять к предмету интерес, потребуется 30 секунд, второй полчаса, но я всем рекомендую использовать то такой, то другой способ. Можете спокойно поглаживать и разминать область плеч собаки.Здесь команда «Дай» звучит, когда предмет уже упал на землю. Для тех, кто уже знает «сидеть» - сначала отшагнули назад, заставили сесть, только потом - «дай» - подбираем предмет. Запрещаем прыгать на предмет и пытаться его выхватить после «Дай» - это должно соблюдаться строго. 

Большинство собак отлично усваивают ключевые слова и следуют им. Пока хозяева вдруг не решают, что песик поумнел и теперь должен «сам понять», когда что делать. Еще раз – игрушку можно хватать после разрешающего сигнала – например, у меня для одной собаки это – «Хоп!», для других – «да!». Только после сигнала, а не когда вы ее уронили, вынимаете из кармана, даже уже хотите отдать. Точно так же после «Дай!» собака уже не вправе предъявлять претензии к тому, что попыталась выхватить игрушку из ваших рук и получила коленом в грудь. 

Людмила Овчинникова